Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

Разведение овец и их перегон в Центральной и Южной Италии.

October 13, 2016


Искусство разведения овец очень древнее, древнее, чем сельское хозяйство. Гомеровские герои были пастухами; Знаменитые цари-пастухи, которые завоевали Египет в третьем тысячелетии до н.э . и разводили овец; почти все Римские Сенаторы имели огромные стада и таких примеров множество.

Учитывая особенности выращивания итальянских овец , мы также видели, что из-за географических особенностей Италии, пастухи были вынуждены предпочесть перегон овец интенсивному разведению. Сценой этих сезонных движений всегда были центральный и южный регионы Италии.

Поэтому, рассуждая о разведении овец по отношению к работе мареммо-абруцкой овчарки, мы должны учитывать исключительно регионы Абруццо, Молизе, Тоскана, Базиликата, Лацио, Марке и Апулия. Хотя это не были центральные и южные области Италии, которые являются родиной нашей породы, но в этих регионах развивалась жизнь и быт пастухов, которая сохранилась в последних веках.

Для лучшего понимания того, насколько регионы Центральной Италии повлияли на поддержание породы, мы можем привести состояние овцеводства во времени. До XIV века на территории Абруццо было не более трехсот тысяч овец, все с тройным производством (молоко, мясо, шерсть). Начало увеличения численности овец совпало с регулированием области от Альфонсо I Арагона, то есть тогда в Абруццо производство овец было увеличено в следствии большей возможности коммерциализации продукта, прежде всего в Фодже.

Уже в 1500 году поголовье овец в Абруццо достигло 5 миллионов животных. Очевидно, что число собак, работающих с овцами должно быть пропорционально числу овец, так что мы можем себе представить, сколько овчарок было в Италии, для обслуживания 5 миллионов овец. В последние столетия область Абруццо является основным центром перегонного овцеводства в Центральной и Южной Италии, так что, несомненно, пастухи Абруццо были крупнейшими потребителями и распространителями нашей породы.

В настоящее время разведение овец очень сильно отличается от того, что было несколько веков назад: интенсивное разведение предпочтительнее экстенсивного. Перегон когда он практикуется, производится на грузовых автомобилях или по железной дороге.

Эти средства, предлагаемые современным прогрессом экономят: -время (перегон осуществляется в течение 12 часов ): -работа (пастухи путешествуют на том же вагоне, что и овцы): -экономия рабочей силы и зарплаты, так как не нужно много работников.

Но, к сожалению, необходимость в использовании овчарок тоже снижается. Принимая во внимание, что общее число собак, используемых в разведении овец зависит от их количества , мы можем представить себе уменьшение количества мареммо-абруцких овчарок по маршруту пастбища. В настоящее время в Абруццо есть не более 700 тысяч овец вместо 5 миллионов ( всего 100 лет назад). Знание работы пастухов в Абруццо, подразумевает углубленные знания о Маремма-абруцкой овчарке. Нужно помнить, что вся жизнь пастухов, тесно связана с нашей белой собакой.. По этой причине я хочу проиллюстрировать жизнь овечьей фермы в Абруццо, как это было до прошлого века.

Перегон в Италии.

Экономико-социальная историография всегда заостряла свое внимание на сельском хозяйстве, как если бы оно было единственной формой использования земли, пренебрегая разведением скота, по крайней мере до того момента, когда оно привлекло внимание экономической политикой Италии. По существу, центральное положение разведения овец в итальянской сельской жизни было проигнорировано. Также были исторические периоды, когда особые условия окружающей среды блокировали все другие возможности использования земли. "Скромная овца является идеальным потребителем всего многообразия растительной биомассы, которая не будет кормом для других животных, разводимых человеком"(проф.Franco Cazzola). Также, По словам K. D. White "Овца является наиболее эффективным производителем удобрений, и как мы знаем, непрерывное движение стад по территории равномерно распределяет удобрения. Нет никаких сомнений в том, что содержание овец на пастбищах внесли свой вклад в восстановление земли, чего никогда не смог бы сделать фермер.

Перегон является способом проведения селекции с использованием в качестве альтернативы, дальние открытые пространства и различные характерные климатические условия. Поэтому он диаметрально противоположен форме, интенсивного размножения и отличается от перемещений стада таким образом, чтобы пастбища чередовались. Заводчики овец, живущие высоко в горах центральных Апеннин, в зимний период были вынуждены покинуть родные пастбища, из-за холода в октябре месяце. Местом назначения всегда были большие низины Таволье в Апулии на юге, Римская Агро на западе и Маремма-тосканская на северо-западе.

Так было в Италии, тем не менее, все страны Средиземноморья являлись сценами перегона, несмотря на то, что максимальное значение этого явления было в Италии и на Пиренейском полуострове.

Фернан Бродель был первым, кто смог реализовать большую историческую ценность перегона проводимого на протяжении тысячелетий во всем районе Средиземного моря, стимулируя историков проявить интерес к этой социально-экономической культуре, которая вовлекает в себя не только животных, но также и людей. Италия в Средние века была крупным центром развития шерстяной промышленности и это усилило разведение овец по всей стране. Большое движение овец было заметно до 1500 года, то есть до эпохи развития пшеницы и до начала импорта венецианской и английской шерсти. Использование местного продукта, качественно менее конкурентоспособного, резко снизили вместе с ним и разведение овец. Это произошло на всех итальянских территориях. Овцы, которых пасли на холмах Тосканы в летнее время, перегонялись на побережье Пизы в зимний период и до Мареммы, в городе Гроссето, чтобы выжить до следующего лета. Поэтому в сентябре и мае в районе Мареммы можно было увидеть сотни тысяч овец, прибывших туда после десяти дней перехода по горам, чтобы избежать пересечения с водными потоками. Умбрийские отары совершали перегон от Сибиллинских гор к Римскому Агро. Другие отары последовали через Фламинию к району Латиал области Маремма, были и такие, которые двигались на Адриатичесое побережье.

Образ жизни на овечьей ферме в Абруццо.

Особое географическое положение Италии, как мы видели, способствовало долгому перегону от высоких летних пастбищ на Апенниньо к низким Тавольери в Апулии, Тоскано -Мареммским и в районе Римского Агро. Все это было необходимо из-за климатических условий, которые делают горы непригодными для жизни из-за снега, который выпадает уже в октябре. Вся ферма была вынуждена совершить путешествие на 300 километров к югу, чтобы найти пастбища, которые не были завалены снегом и где температура, не ставила бы под угрозу выживание животных. В течение длительного времени, все стада, которые следуют на юг или возвращаются домой, используют дороги, проторенные стадами овец, выглядящие как большие травянистые тракты, так называемые tratturi (следы) и используемые исключительно для перегона. В апреле хозяин отары уже делает бронирование летних пастбищ. Почти во все горные территории Абруццо снег выпадает уже в октябре. Почти все горные территории Абруццо были и остаются принадлежащими общинам, которые некогда арендовали их как пастбища, назначая участок земли по количеству овец, принадлежащих заявителям. В течение длительного времени это являлось экономической основой, на которую опиралась каждая администрация города в этом регионе.

Назначение пастбища происходило с аукциона с церемониальной процедурой, которая имела религиозное значение. Все происходило в присутствии городских властей, в доме общественности, с освещаемое свечами, от этого и происходит название "Аукцион Свечей", который следует сразу за Ярмаркой Фоджа , когда первые жаркие дни июня положили конец пребыванию в Тавольере, и вся ферма приходит в движение, готовясь к прогулке в горы.

Нагрузив сети, колья и всю домашнюю утварь на мулов, ферма начинала движение. Все это было бурной, но хорошо организованной деятельностью, в течение которой каждый имел свое предназначение. В связи с этим никому не удавалось тратить время зря, и собаки были более бдительными из-за суматохи, получается заранее готовились к работе в сопровождении каравана.

Некоторые старые пастухи Абруццо утверждают, что в каждой стае овчарок всегда была одна собака, которая имела склонность собрать овец, которые имели тенденцию расходиться. Поэтому, когда мы говорим об итальянской овчарке, как охраняющей собаке мы не должны воспринимать это определение в абсолютном смысле, а только в качестве индивидуальной склонности представителей породы. Длинная процессия всегда перемещается в одном и том же порядке: козы, ведущие баранов сразу позади, а затем овцы и в конце мулы и ослы с поклажей. Собаки занимали их место в середине группы в окружение молодых погонщиков ,но всегда первыми входили в деревню, и ускоряли шаг по приближении к дому. Вход был триумфальным, ибо они были далеки от семьи и дома в течение восьми долгих месяцев. Это возвращение сопровождалось определенным священнодействием. Распределение молока беднякам было библейским обычаем , который символизирует, что с овцами вернулось изобилие. Все селение помогало доить овец, чтобы заполнить молоком бутыли и бурдюки которые они принесли с собой. В этой путанице собаки были спокойны, и это было исключительным поведением, потому что, как правило, они были недоверчивы ко всем посторонним. Собаки были спокойны, потому что они понимали дружественное настроение празднующих людей. В первую ночь после прибытия, отара оставалась за городом. Овцы находились внутри небольших полей, и их охрана была возложена только на Маремм. Автоматически собаки должны были забыть хорошее отношение ко всем, что они показали во время доения овец. Они должны были снова стать надежными хранителями, подозрительными и недоверчивыми ко всем, кто приблизился бы к стаду.

Само собой, после долгого зимнего одиночества, все мужчины фермы не были готовы провести ночь, наблюдая за овцами, а искали нежности со своими женами. Почти все дети пастухов родились в марте месяце. Но отара была главной ценностью и единственным источником дохода для пастухов, поэтому собаки должны были доказать, что они очень надежная и заслуживающая доверия охрана.

На рассвете следующего утра мужчины занимали свои обычные рабочие места. Молоко, надоенное рано утром, используется для изготовления творога, который жены пастухов распределяют между родственниками и друзьями.

Во время пребывания на пастбищах Абруццо, некоторые пастухи, делали так называемый утилизацию, пытаясь продать овец на мясной рынок себе в выгоду. В этих случаях наша собака не оставалась равнодушной, не давала уводить овец. Там были собаки, которые делали все возможное, чтобы собрать непокорных овец, и собаки, которые использовали только голос для направления животных. Часть собак, которые следовали за группой овец, идущих на рынок, часть собак, оставались на ферме. Очень разнообразные умения в работе требуется от нашей породы в повседневной жизни.

В сентябре холодные ночи дают пастухам сигнал, что настало время отказаться от высоких пастбищ, чтобы достичь более умеренного климата Тавольере. Пастухи разбирают вольеры и доильные загоны чтобы сохранить дерево от зимних дождей, помощники загружают всю утварь на мулов пока остальные пастухи ушли на юг, к деревне. Там они оставались на одну ночь, как это было сделано несколько месяцев назад, когда они вернулись с зимнего пастбища. Однако в это время не было раздачи молока, \потому что овцы были беременны. На рассвете следующего дня караван начинал долгое путешествие на юг, которое длилось около 15 дней. Оно прерывалось лишь случайными происшествиями. Достигая равнины Тавольере, фермеры оставались там до тех пор, пока Ярмарка Фоджии не закончится в конце мая. Чтобы понять после всего этого важность итальянской овчарки маремма в контексте этой пасторальной жизни мы не можем сделать ничего лучше , чем прочитать то, что было написано Этторе Д'Орацио, который жил до 1900 года.

Этторе Д'Орацио писал о враге отары - медведе, классическом звере из центральных Апеннин, которые являются до сих пор самой высокой и недоступной горной системой этого региона, в Пескассероли, в Сканно, и в Бизенья.

Зверь, который как образец для выживания из прошлых эпох, он может впиться своими мощными клыками в овцу и утащить ее несмотря на крики пастухов и лай собак, как король из древних времен, берущий свою дань..

Но наиболее многочисленный враг овец - это волк, традиционный враг мирного стада. Волк приближается к стаду осторожно, когда бдительность уставших собак притупляется. При первом звуке нападения, стая собак просыпается и мчится стрелой в сторону места нападения. Пастухи сразу же выбегают из хижины, одетые, как они были, в одном белье. Они ходят группами, в направлении нападения на стадо, размахивая факелами, мотыгами и виллами. Их назначение - лишь привлечь собак к месту нападения голосами, и они шипят и кричат слова пастырского сленга: - Oussss, tax here here here here here here; - If о! Oussss взять, oussss, tah tah tah tah ... овчарки сразу же окружают волка, и продолжая лаять без умолку. Окруженный волк огрызается, в ярости из-за неизбежной опасности рычит и мечется. Он озирается на напавших, постоянно показывая свои острые зубы; затем он поднимает свой хвост и начинает крутиться вокруг себя, стараясь всегда избежать укусов опасных собак, постоянно изучая слабые точки, которые могут обеспечить ему проход. Его глаза цепко следят за шеей собак, куда он очень охотно кинулся бы, если бы не было широких железных ошейников с шипами. И иногда, теряя контроль от гнева, он кидается на шею собаки, рискуя сильно поранить пасть. Но, наконец, проход открывается. Обычно в этом виновата молодая собака, неопытная, которая боится угрожающего вида волка; или это старая, немощная сука, лай которой от усталости стал хриплым и слабым. Одного мгновения достаточно и волк уходит, двигаясь как молния он исчезает в лесу, забрав с собой все воспоминания своего нападения.

*_Интенсивное животноводство, когда скот содержат не только на пастбищах, но и в стойлах. Животным делают инъекции гормональных препаратов, чтобы они производили больше мяса. Там, где этого не делают, сельское хозяйство ведется по экстенсивному способу, так как, чтобы прокормить даже небольшое стадо , требуется довольно большая площадь. Там где пастбища не могут обеспечить пищей домашний скот на протяжении всего года, животноводы вынуждены кочевать вместе со своими стадами в поисках свежей травы.

by Gianni Vullo © 2001